Вдохновлённые Пушкиным
О проекте
В 2024 году мы отмечаем 225-летие со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. В честь этого знаменательного события Русским музеем совместно с Ассоциацией художественных музеев России собрана уникальная цифровая выставка произведений, посвященных творчеству Пушкина, в которой приняли участие 57 музеев России и стран СНГ.

Выставка предоставляет посетителям возможность погрузиться в увлекательный мир пушкинских произведений и увидеть их через призму искусства. На страницах виртуальной экспозиции представлены иллюстрации к таким известным произведениям автора, как «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и многие другие.

Цифровой формат проекта позволит зрителям, независимо от их местоположения, познакомиться с богатым культурным наследием и разнообразием музейных коллекций России и стран ближнего зарубежья. Каждый из музеев-участников представил лучшие экспонаты из своих фондов, охватывающие разные эпохи и направления искусства. В проекте приняли участие как крупные государственные учреждения, так и небольшие региональные музеи, что позволило показать всю полноту и многообразие культурного наследия России. Цифровой проект сопровождается вступительной статьей.

Иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича Пушкина занимают особое место в культурном коде России, являясь неотъемлемой частью визуального наследия страны. Живописцы, от признанных мастеров до современных художников, в своих работах не только передают содержание пушкинских текстов, но и внимательнейшим образом воссоздают атмосферу, дух и характер эпохи, в которую были написаны произведения.

В дополнении к проекту было подготовлена два спецпроекта — «Дорогами поэта. Пушкинские места Ленинградской области» и «Пушкин на языках народов России и стран СНГ». С ними можно ознакомится в соответствующем разделе.
  • Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»
  • Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина
  • Государственный художественный музей Алтайского края (г. Барнаул)
  • Белгородский государственный художественный музей
  • Бердянский историко-краеведческий и художественный музеи
  • Брянский областной художественный музейно-выставочный центр
  • Вологодская областная картинная галерея
  • Вольский краеведческий музей
  • Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
  • Горловский художественный музей
  • Донецкий республиканский художественный музей
  • Художественный музей «Арт-Донбасс» города Донецка
  • Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Звенигородский государственный музей-заповедник
  • Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
  • Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
  • Республиканский музей изобразительных искусств (г. Йошкар-Ола)
  • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (г. Казань)
  • Калининградский областной музей изобразительных искусств
  • Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
  • Музей изобразительных искусств Кузбасса (г. Кемерово)
  • Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (г. Киров)
  • Музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре)
  • Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова
  • Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва (г. Кызыл)
  • Луганский художественный музей
  • Магнитогорская картинная галерея
  • Мурманский областной художественный музей
  • Муромский историко-художественный музей
  • Новосибирский государственный художественный музей
  • Музей Норильска
  • Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
  • Орловский музей изобразительных искусств
  • Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Ростовский областной музей изобразительных искусств
  • Сальский музей имени народного художника В.К. Нечитайло
  • Самарский областной художественный музей
  • Музейное агентство (Ленинградская область)
  • Музей «Дом станционного смотрителя» (Ленинградская область)
  • Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино» (Ленинградская область)
  • Музей-усадьба «Суйда» (Ленинградская область)
  • Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (г. Саранск)
  • Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
  • Симферопольский художественный музей
  • Смоленский государственный музей-заповедник
  • Национальная галерея Республики Коми (г. Сыктывкар)
  • Таганрогский художественный музей
  • Тамбовская областная картинная галерея
  • Тверской государственный объединенный музей
  • Тверская областная картинная галерея
  • Ульяновский областной художественный музей
  • Сахалинский областной художественный музей (г. Южно-Сахалинск)
  • Ялтинский историко-литературный музей
  • Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева (г. Алматы)
  • Национальный художественный музей Республики Беларусь (г. Минск)
Вдохновлённые Пушкиным
Вступительная статья
В 1859 году, в 60-летний юбилей поэта, Аполлон Александрович Григорьев написал: «А Пушкин наше всё: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками» [1]. Тогда прошло лишь 22 года со дня смерти Пушкина, в извещении о которой в газете «Прибавление к Русскому инвалиду» было написано: «Солнце русской поэзии закатилось!». Свет и сила пушкинского слова оказались неподвластны ни злонамеренности современных ему властителей, ни агрессивности ниспровергателей классики, мечтавших о «Победе над Солнцем» [2]. Вопреки всему Пушкин — самый издаваемый в России писатель за последние 100 лет. Таковы данные Российской книжной палаты. За советский период тираж произведений Пушкина превысил 376 миллионов экземпляров. Рекордным стал тираж трехтомника, выпущенного в 1987 году к 150-летию со дня смерти поэта. Тогда было издано 10 миллионов 700 тысяч экземпляров каждого тома! Не удивительно, что Пушкин — один самых иллюстрируемых авторов, писавших на русском языке.
История иллюстраций к произведениям Александра Сергеевича Пушкина начинается с его собственных рисунков. «В истории мировой литературы нет второго писателя, у которого работа над художественным словом была бы так неразрывно соединена с потребностью закрепить тут же, на листе, среди создаваемых стихов или прозы, проносящиеся через сознание графические облики людей, зверей, природы, вымышленных существ» [3]. Черновики поэта завораживают возможностью следовать за полетом его фантазии, наблюдать рождение образов, о которых он мечтал. Рисунки Пушкина, оставленные в рукописях, разнообразны. Это и портреты, и пейзажи, и жанровые сценки. Стилистика пушкинской графики вела за собой многих иллюстраторов его текстов. Его поэтические произведения, проза, драма, сказки вдохновляют художников самых разных школ и направлений уже два столетия. Графики, живописцы, скульпторы, прикладники пытаются уловить и отразить в своих работах стройную чистоту пушкинского языка, драматическую напряженность воплощенных в слове персонажей, ироничность его лирических сюжетов, простоту, ясность и глубину смыслов его произведений.
Первая печатная иллюстрация к произведениям Пушкина — это фронтиспис поэмы «Руслан и Людмила», выполненная по эскизу президента Академии художеств, знатока искусства, историка и палеографа Алексея Николаевича Оленина, в доме которого поэт читал ее для собравшихся гостей. Прижизненных иллюстрированных изданий поэта совсем не много — всего 19. Окончание периода авторского права наследников на их публикацию дало возможность художникам свободно работать над созданием оформления того или иного произведения. В 1858 году вышло в свет первое иллюстрированное издание Пушкина. Иллюстрациями в нем были снабжены в основном сказки. В 1888 году была издана серия просветительского характера «Иллюстрированная пушкинская библиотека». В нее вошло 40 книжечек стоимостью три копейки, имевших большой спрос. Хоть и называл Иван Сергеевич Тургенев сказки Пушкина и поэму «Руслан и Людмила» самыми слабыми из его произведений, именно они, как исключительно востребованные детской аудиторией, снискали небывалую любовь художников-иллюстраторов. Даже станковисты брались за создание живописных композиций на известные сказочные сюжеты поэта: Николай Николаевич Ге «Бой Руслана с головой», Михаил Александрович Врубель «Царевна-лебедь» и проч. Из числа дореволюционных иллюстраций к сказкам Пушкина в цифровой выставке представлены работы выдающихся мастеров рубежа XIX—XX вв.еков: Виктора Михайловича Васнецова (1848−1926), Сергея Васильевича Малютина (1859−1937) из собраний Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево», Смоленского государственного музея-заповедника и Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, Владимира Антоновича Андреева (1872-?) из Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина, Алексея Федоровича Афанасьева (1850−1920) из коллекции Донецкого республиканского художественного музея и многих других.
Поэтический язык Пушкина долго ждал соразмерного ему языка изобразительного. Поиски визуального переложения пушкинских строк трудны и не всегда бывали удачны. Но попытки линией, штрихом и цветом передать эмоциональное состояние его поэзии не перестают волновать художников. Иллюстрации Николая Васильевича Неврева (1830−1904) («Воевода», 1870-е, Абрамцево), Александра Алексеевича Агина (1817−1875) («Воевода», СГХМ Радищева), литографии рисунков Николая Алексеевича Богатова (1854—1935) к балладе «Песнь о вещем Олеге» («Олег и кудесник», 1880, ЯИЛМ), Михаила Васильевича Нестерова (1862−1942) (иллюстрация к повести «Дубровский», вт. пол. 1880-х, МИИК) — примеры классического подхода русской академической школы к оформлению книги. Эти мастера создавали свои произведения в ту пору, когда широкой публике еще не были известны рисунки самого Пушкина, многими десятками покрывавшие его черновики. С момента их издания в конце XIX века история иллюстрирования пушкинских книг приобрела новое качество. Теперь сочную живописность и красочное кипение художники оставляли сказкам и романтическим сочинениям поэта. К сказкам Пушкина обращались и художники Палеха — известного центра иконописи и лаковой миниатюры. Здесь представлены декоративные работы Ивана Ивановича Голикова (1886−1937) (иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», 1936, ТОКГ) и Александра Михайловича Куркина (1916−2003) (плакетки «Сказка о золотом петушке», 1965, РОМИИ, панно «К красну солнцу наконец обратился молодец», 1960, «Руслан и Людмила», ООМИИ), которые являют драгоценный сплав открытых ярких красок и черного фона, оживающего в золоте затейливого орнамента.
Отголоски пушкинской «графики» видятся в стилистике одного из выдающихся иллюстраторов XX века Николая Васильевича Кузьмина (1890−1987). Его работы по оформлению произведений Пушкина неоднократно награждались на международных и отечественных выставках, в том числе за иллюстрации к «Евгению Онегину» в 1937 году он был удостоен Гран-при и Большой золотой медали. «Я иллюстрировал „Онегина“, как говорят, в манере рисунков Пушкина, но это не совсем точное утверждение. Дело совсем не в манере, а в том, что я старался рисовать в „темпе“ пушкинских рисунков, без предварительного карандашного контура. Вороха испорченных набросков, которые у меня сохранились, свидетельство того, что это трудно» [4]. Среди произведений, вошедших в экспозицию цифровой выставки представлены оригинальные листы Кузьмина из серии его работ к «Евгению Онегину» (ИОХМ Сукачева). Коллекция его рисунков (1970-е гг.) к «Эпиграммам» А. С. Пушкина хранится в Орловском музее изобразительных искусств. Забавные и виртуозно выполненные, они необыкновенно точны в поддержке острых образов ироничных стихов поэта [5].
Со второй половины 1930-х годов, накануне и после столетия гибели поэта, происходит грандиозный всплеск интереса к его наследию. Проводятся исследования, издаются сборники научных трудов, публикуется множество материалов о жизни и творчестве Пушкина. Для оформления новых изданий пушкинских сочинений привлекаются выдающиеся иллюстраторы, уже известные своими работами, и молодые художники, еще только завоевывающие авторитет в искусстве. В собраниях российских музеев пушкиниана этого периода представлена произведениями Александра Николаевича Самохвалова (1894−1971) (иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, 1930-е, ООМИИ), Ивана Ивановича Зубкова (1883−1938) (иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», 1935, ВХМ Васнецовых), Евгения Адольфовича Кибрика (1906−1978) (иллюстрация к «Сказке о золотой рыбке», 193З, РОМИИ), Ксении Александровны Клементьевой (1896−1984) (иллюстрация к поэме «Граф Нулин», 1936, ГХМАК), Константина Ивановича Рудакова (1891−1949) (иллюстрации к «Евгению Онегину», 1936−1938, АГКГ; иллюстрации к «Евгению Онегину», 1946, ГМИРК Кастеева; иллюстрации к поэме «Полтава», 1947, КОМИИ), Николая Ивановича Пискарева (1892−1959) (иллюстрации к книге «Повести Белкина», 1936, ЗГМЗ), Анатолия Федоровича Базилевича (1926−2005) (иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» «Голова», 1949, ГХМ), Ильи Трофимовича Богдеско (1923−2010) (иллюстрации к поэме «Цыганы», 1956, КОМИИ) и др.
Значительная часть творческой биографии выдающегося художника книги Владимира Андреевича Фаворского (1886−1964) связана с именем А. С. Пушкина. Его ксилографии к «Маленьким трагедиям», включенные в цифровую выставку, хранятся во многих отечественных музеях (ГХМАК, ИГМИИ, ООМИИ, НГРК и др.), а также в зарубежных собраниях (ГМИРК Кастеева). Лауреат высоких премий, обладатель высших наград Международных выставок и конкурсов в области книжной иллюстрации, Фаворский воспитал целую плеяду художников, внесших большой вклад в развитие изобразительной пушкинианы, в том числе Федора Денисовича Константинова (1910−1997) (БОХМВЦ, ЛХМ, ТХМ), Александры Феликсовны Билль (1914−1992) («Воспоминания в Царском Селе», 1947, ГХМАК), Андрея Дмитриевича Гончарова (1903−1979) («…И шестикрылый серафим», 1948, НГРК), чьи произведения вошли в экспозицию виртуальной выставки.
Пластическое воплощение образа поэта на протяжении полутора веков волнует мастеров скульптуры. После открытия в Москве памятника Пушкину Александра Михайловича Опекушина в 1880 году, было создано немало монументов, модели которых находятся в музейных фондах. На протяжении многих лет пушкинская тема была ведущей в творчестве Олега Константиновича Комова (1932−1994). Он — автор нескольких памятников Пушкину, установленных в России и за ее рубежами: в Твери, Пскове, Большом Болдине, Мадриде (Испания), Долне (Молдова) и Куопио (Финляндия). Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник хранит в своих фондах макет его композиции «А.С. Пушкин», установленной в 1974 году в Твери. Бόльшая часть скульптурных произведений цифровой выставки «Вдохновленные Пушкиным…» — кабинетная пластика малых форм, выполненная в разных материалах, представляющая пушкинскую тему и в декоративном искусстве: фарфоровые фигурки персонажей «Сказки о царе Салтане» Эльфы Валерьяновны Гаранько (1930−2015) (1960-е, ККХМ Коваленко), фаянсовая композиция Исидора Григорьевича Фрих-Хара (1893−1978) «Пушкин на диване» (1937, ТОКГ), обаятельные майоликовые работы Татьяны Викторовны Бусыревой (р. 1943) («Перед дорогой», 1980, «Пушкин в накидке», 1980-е, композиция «У самого синего моря», 1960-е, все — ОМИИ).
Портретные изображения А. С. Пушкина, созданные художниками разных поколений, композиции с жанровыми элементами — интереснейший пласт изобразительного искусства, отразивший основные тенденции истории развития этого вида творчества XIX — первой четверти XXI века. Здесь и живопись, и графика, и скульптура, и предметы, созданные мастерами народных промыслов: «Портрет Александра Пушкина» Егора Ивановича Гейтмана (1798−1828) (СОХМ), гравюра Николая Ивановича Уткина (1780−1863) с портрета Ореста Адамовича Кипренского (1782−1836) (1827, СОХМ), «Цыганская песня» Владимира Михайловича Меньшикова (1933−1994) (ВКМ), картина «Пушкин на прогулке» Евсея Евсеевича Моисеенко (1916−1988) (1962, ТОКГ), бюст «А.С. Пушкин» Асты Давыдовны Бржезицкой (1912−2004) (отлив 2007—2009, модель 1983 г. (ООМИИ Врубеля), композиции Виталия Николаевича Горяева (1910−1982) (1974, Абрамцево) и Ирины Львовны Дядкиной (1947−2007) из серии «Пушкин в Михайловском» (1978−1979, СахОХМ), работы Валерия Георгиевича Траугота (1936−2009) (1998, ТОКГ), Николая Егоровича Дронникова (р. 1930) (1999, УОХМ), композиция «А. С. Пушкин с няней у печки» Нины Петровны Борняковой (р.1941) (2016, МОХМ) и множество других.
Творческое наследие А. С. Пушкина нашло отражение во всех видах отечественного искусства. Оно неисчерпаемо. Жизнь и судьба поэта, его произведения легли в основу музыкальных композиций, художественных кинолент, фрагменты и цитаты пушкинских текстов звучат в повседневной речи представителей всех социальных слоев. Пророческими оказались строки его стихотворения «Памятник» (1836):
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
мой прах переживет и тленья убежит…".
В XXI веке вновь и вновь издаются его сочинения, изучаются особенности его языка, совершаются научные открытия. Современное поколение художников прочитывает написанные два столетия назад строки и, по-своему чувствуя его гений, вдохновляется на создание собственных произведений. Может быть, потому что прикоснуться к его наследию — значит стать причастным его бессмертному величию.
Отдел межмузейных коммуникаций и проектной деятельности благодарит музеи, которые приняли участие в проекте по формированию цифровой выставки «Вдохновленные Пушкиным. К 225-летию со дня рождения поэта», предоставив для нее цифровые копии произведений из своих коллекций.

Инга Игоревна Филиппова,

кандидат искусствоведения,

ведущий специалист по научно-просветительской деятельности отдела межмузейных коммуникаций и проектной деятельности,

служба консультационно-методического взаимодействия с музеями

  1. https://ru.wikisource.org/wiki/Взгляд_на_русскую_литературу_со_смерти_Пушкина_(Григорьев). Последнее обращение 21.05.2024.
  2. «Победа над Солнцем» – опера Михаила Матюшина (1861-1934) и Алексея Крученых (1886-1968) (пролог написан Велимиром Хлебниковым (1885-1922)), основанная на алогичном музыкально-литературном строе, поддержанном карикатурно-шаржированным оформлением. Матюшин так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте».
  3. А. М. Эфрос. Мастера разных эпох. Избранные историко-художественные и критические статьи. – М.: Советский художник, 1979. С. 110.
  4. Кузьмин Н.В. Штрих и слово. – Л.: Художник РСФСР. С. 161.
  5. А.С. Пушкин. Эпиграммы. Художник Н.В. Кузьмин. – М.: Художественная литература, 1979.
Принятые сокращения
Абрамцево — Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
АГКГ — Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
БОХМВЦ — Брянский областной художественный музейно-выставочный центр
ВКМ — Вольский краеведческий музей
ВХМ Васнецовых — Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых
ГХМ — Горловский художественный музей
ГХМАК — Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул)
ГМИРК Кастеева — Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
ЗГМЗ — Звенигородский государственный музей-заповедник
ИГМИИ — Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
ИОХМ Сукачева — Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
ККХМ Коваленко — Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
КОМИИ — Калининградский областной музей изобразительных искусств
МИИ — Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре
МИИК — Музей изобразительных искусств Кузбасса
МОХМ — Мурманский областной художественный музей
ЛХМ — Луганский художественный музей
НГРК — Национальная галерея Республики Коми
ООМИИ Врубеля — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
ОМИИ — Орловский музей изобразительных искусств
ООМИИ — Оренбургский областной музей изобразительных искусств
РМИИ — Республиканский музей изобразительных искусств (Йошкар-Ола)
РОМИИ — Ростовский областной музей изобразительных искусств (Ростов-на-Дону)
СГХМ Радищева — Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
СОХМ — Самарский областной художественный музей
СахОХМ — Сахалинский областной художественный музей
ТХМ — Таганрогский художественный музей
УОХМ — Ульяновский областной художественный музей
ЯИЛМ — Ялтинский историко-литературный музей
Вдохновлённые Пушкиным
«Дорогами поэта»
Пушкинские места Ленинградской области
Вдохновлённые Пушкиным
«Пушкин на языках народов
России и стран СНГ»